УРОВНИ ИЗУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Декабрь 14, 2020
Сколько нужно времени, чтобы добраться до нэйтива
Как понять, на каком уровне ваши языковые навыки? Как репетиторы, педагоги в школах присваивают оценку знаниям? Как в лингвистических центрах ученики распределяются по группам? На каждый из этих вопросов помогает ответить общепринятая система уровней. В этой статье рассказываем о ее появлении, самих уровнях и помогаем посчитать, сколько часов потребуется для овладения английским или китайским на уровне носителя. Конечно, количество часов, которое пригодится на достижение каждого уровня, зависит от трудолюбия, мотивации и скорости усвоения информации, здесь указано лишь примерное число из опыта преподавателей «Центра «Инициатива».
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком

Европейский союз, вторая половина XX века. Международная интеграция, новые возможности для учебы и карьеры в разных странах, упрощенные условия для путешествий. Специалисты переезжают из страны в страну, получают работу, гражданство. Во многом из-за этих причин в 1971 году эксперты Совета Европы занялись проблемой стандартизации знаний иностранного языка. Тогда была придумана общая терминология и компетенции, по которым, вне зависимости от изучаемого языка, студенту можно было присвоить одну из трех крупных категорий — А, В или С. Каждая из букв соответствует уровню владения — элементарное, самостоятельное, свободное.
Разумеется, при составлении компетенций категориям эксперты исследовали разные языки и разные страны. И хотя разделение на три больших группы позволяло соблюдать прозрачность обучения и упрощало оценивание знаний, согласно официальному документу экспертов («Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment») школы, студии и центры на местах могли делить программу обучения на модули по своему усмотрению, дополнять группы А, В и С своими подкатегориями.
На каждом уровне навыки оцениваются по нескольким разделам: понимание, говорение и письмо. В понимание, в свою очередь, включают аудирование и чтение, а навыки говорения проверяют в диалоге и монологе. Посмотрим отдельно на каждую категорию с примерами.
Группа А. Элементарное владение
Необходимое количество академических часов с нуля: 120
  • Условие задачи: Андрей изучает язык Х. Он уже знает, как представиться, улавливает в речи носителей знакомые слова, может рассказать о своей работе, семье, интересах, но пока еще ориентируется не в любой ситуации. Вопрос: какой уровень у Андрея по системе CEFR? Ответ: элементарный.
  • Да, буква А означает, что он находится на уровне элементарного владения языком, умеет высказываться на простые темы и поддерживать диалог в спокойном темпе, но, попадая в незнакомую ситуацию или языковую среду с узкоспециальной лексикой, все же теряется. Элементарный уровень делится на 2 подуровня — уровень выживания (А1) и предпороговый (А2). Если вы занимались на языковых курсах в «Центре «Инициатива», вы наверняка замечали, что преподаватели используют А1 + для описания уровня. Это значит, что курс не покрывает необходимое количество часов для перехода на новый уровень, либо навыки ученика еще не соответствуют А2.
  • На примере английского языка покажем языковые компетенции для уровня А1. Устная речь пока что ограничивается простыми рассказами о себе, окружении и бытовых ситуациях, навыки чтения позволяют замечать знакомые фразы на вывесках, в рекламе, а грамматические — изменять to be, уверенно использовать вопросительные слова, настоящее время Present Simple и прошедшее время Past Simple, считать, употреблять предлоги in, on, at. Словарный запас — от 1000 до 1500 слов. Что касается второй ступени, предпороговый уровень А2 позволяет ориентироваться во временах группы Continuous, модальных глаголах must, should, have to, а также простых условных предложениях (нулевой, первый тип). Словарный запас возрастает до 2000 единиц лексики.
Группа В. Самостоятельное владение
Количество часов с нуля: 240
Здесь умения уже не так ограничены, как на уровнях А1 и А2. Человек с уровнем B может высказываться на изучаемом языке практически на любую, даже узкоспециальную тему. Темп речи достаточно высокий, а вопросы носителей языка не ставят в тупик: можно быстро среагировать и спонтанно подобрать нужную речевую конструкцию для ответа и выражения собственного мнения. Легче даются тексты, в том числе, художественной стилистики. Лучше получается раскрывать преимущества и недостатки ситуаций.

В памяти закреплен целый словарь синонимов, при необходимости помогающий заменить забытое слово. Как и в прошлой группе, система CEFR выделяет здесь два подуровня — В1 или средний, В2 или высокий средний. Если в вашем сертификате указано В1, значит, вы хорошо понимаете тему степеней прилагательных, временами группы Perfect, Conditional Sentences и модальными глаголами can и could.
Экзаменационные комиссии зарубежных университетов и некоторых колледжей требуют подтвердить владение языком как минимум на уровне В2. Языковые компетенции на примере английского языка: умение применять в речи и на письме смешанные условные предложения, фразовые и модальные глаголы, времена всех групп, также разграничивать формальный и неформальный типы речи и письма, использовать герундий и инфинитив. Словарный запас достигает 4000 единиц.
Группа С. Свободное владение
Количество часов с нуля: 360
  • Часто обладателей этого уровня сравнивают с носителями. Действительно, группа С отражает свободное, профессиональное использование языка. В текстах можно видеть скрытые смыслы, в речи — использовать точные описания и не допускать ошибок в сложных грамматических конструкциях, можно чувствовать себя уверенно, даже если носитель спрашивает о науке, здравоохранении, образовании или политике. Речь построена четко и бегло, часто используются фразеологизмы и идиоматические выражения. Теперь в арсенале студента — 6000 словарных единиц, которые позволяют описать цвет 50 разными способами и максимально точно передать эмоцию.
  • Если снова провести параллель с английским языком, можно выделить такие навыки: использование сложных грамматических структур, инверсии в условных предложениях, каузативные обороты. Что касается лексических тем, обычно для достижения этого уровня разбирают виды современного искусства, проблемы общества, экологию, СМИ, транспорт и строительство.
  • В этой группе тоже есть С1(продвинутый) и С2 (профессиональный), но по большому счету, разница между ними в том, что студент с уровнем С2 владеет расширенным словарным запасом, близкими по смыслу лексическими единицами, говорит быстрее и увереннее. Ему требуется меньше времени на понимание сложного текста или устного высказывания.

Несколько важных моментов в завершении статьи: классификация CEFR — условная, школы и центры могут добавлять или по-другому выделять языковые уровни; на каждый уровень уходит от 100 до 130 академических часов; подходить к вопросу нужно комплексно и параллельно осваивать все навыки, уделяя внимание говорению, письму, аудированию и чтению; правильный выбор формата изучения языка (групповой или индивидуальный, в аудитории или дистанционный) помогает сэкономить время.

ДРУГИЕ ПОСТЫ ПО ТЕМЕ

    ХОТИТЕ БЫТЬ В КУРСЕ НОВОСТЕЙ?
    Подпишитесь на еженедельный дайджест и получите в подарок
    «ТОП-5 полезных сайтов для тех, кто хочет жить и учиться в Финляндии»