Весной 2020 года «Центр «Инициатива» получил отличную новость от финских партнеров: Кристина из Москвы поступила в Университет прикладных наук Savonia сразу на две специальности с обучением на английском языке. По традиции, на нас легла помощь с документами, выбором специальности, подготовкой к вступительным испытаниям, но за кадром остался не менее важный и ценный момент - поддержка родителей. Спросили маму Кристины, как появилась мысль об учебе за границей, какие сомнения возникали на пути к цели. - Ирина, как пришли к идее обучения в другой стране? С чего все началось? - Началось с того, что уже с 7 класса Кристина ездила в международный лагерь в Эстонии. Уже тогда заметила, что даже в таком юном возрасте, дочь чувствовала себя очень комфортно за границей. И конечно, мы несколько раз ездили Финляндию, интересовались уже в то время бесплатными программами на английском языке, задумывались про обучение. Дома стали понемногу готовиться к международным экзаменам на английском языке. Потом, правда, узнали, что «вышка» стала платной для нерезидентов, расстроились.
- Но потом продолжили искать варианты, правильно?- Да. Папа был на выставке о международном образовании и узнал про учебу в Эстонии. Мы посмотрели информацию и решили приехать в лагерь пораньше. Кристина тогда была в 8 классе. Конечно, я поехала вместе с ней, чтобы посмотреть своими глазами на университеты. Мы обратились в университеты с просьбой показать их, лаборатории, общежития. Тогда мы попали в университет Тарту и Таллиннский технический университет. Нам настолько понравилось! Сразу загорелись идеей о получении европейского образования. Тем более, на тот момент эти два учебных заведения предлагали гранты для жителей других стран, можно было учиться абсолютно бесплатно.
- А как насчет местных университетов? Вообще не рассматривали такой вариант? - Конечно, это было решение в сравнении. Я выбрала лучшие московские университеты, сходила на дни открытых дверей. День и ночь, надо сказать. Так что наше решение об учебе за границей было осознанным.
- Значит, выбирали между Эстонией и Финляндией. Как так вышло, что эстонские университеты выпали из поля зрения?- Да, мы действительно планировали сначала поступать именно в Эстонию, но, к сожалению, многие учебные заведения вносят изменения в самый последний момент. Таллиннский технический университет, например, неожиданно для нас сообщил, что учитывает успеваемость в школе: за первое полугодие 11 класса пятерок должно быть не менее 75%. Мы, к слову, вообще не думали об этом, оценки по непрофильным предметам были вторичны, главное знание по основным. Нам важно было к экзамену в университет подготовиться. А Тарту изменил цены с 3,5 тыс. евро до 5 тыс. евро за год обучения. И сказал, что для нерезидентов грантов не будет в этом году. Вот тогда и решили проработать Финляндию и подключить «Центр «Инициатива».
- Вы выбрали специальности, ВУЗ, впереди экзамены и переезд. О чем переживали больше всего? - Мне было важно, чтобы дочка смогла потянуть программу. А то вдруг мы бы поступили, а она не тянет. Вот мы и прилагали усилия. Я была уверена, что в бытовом плане она точно справится, но вот материнский голос иногда спрашивал, а вдруг заболеет? А вдруг экстренный случай? Сейчас вижу, что зря переживала. Год прожили и все хорошо.
- Поделитесь процессом подготовки. Получается, вы уже с 8 класса делали упор на английский?- Да, все верно. Мы понимали, что если хотим поступать на инженерное дело и IT, то нужно стараться. Начали готовиться к экзаменам SAT subject по физике, химии и математике второго уровня.. Результаты были важны только для нас, просто для «семейного разбора». Но зато ребенок набирается уверенности в себе, понимает, как проходит экзамен. Это очень облегчает в дальнейшем реальное поступление. Кристина, например, подавала документы в 3 страны и в 4 университета. Сказала, что везде были простые задания.
- Действительно, чтобы пройти на технические направления, нужен специальный английский. - Да, ребенок должен знать лексику математических, физических терминов - разделить, умножить, давление, сила тяжести... Сами по себе задачи элементарные. Так что мы готовились, а с 9 и 10 классов уже сдавали экзамены. Сдавали и IELTS. Для начала пробный, он дешевле, зато дает полное понимание, над чем поработать в языке. Ребенок перестает волноваться, привыкает к формату.
- Как поддерживали Кристину на всех этапах?- Хвалила, старалась подстраховать. Даже если провалишь, ничего страшного!
- Вам пришлось поступать в разгар пандемии. Что самое сложное здесь? - Непредсказуемость. Если честно, мы до последнего не верили, что закроются границы. Нам прислали приглашение на экзамен в ВУЗ, чтобы мы сдали документы на визу (у Кристины была, у меня нет). А в марте все закрыли, мы никуда не поехали. Потом узнали, что все экзамены будут дистанционными. Пришлось понервничать из-за таких перемен.
- Да уж. Зато какая потом была радость, когда получили новости о зачислении.- Это точно! Финский университет нам прислал свои приглашения на учебу на 9 мая ! Для нас это было очень символично. Мы победили! И когда ребенок идет на ЕГЭ уже понимая, что он поступил, он решает ЕГЭ без волнения, без стресса, на высокие баллы. Кристина сдала ЕГЭ на все пятерки.
- А как знакомые отнеслись к решению переезжать и учиться в Финляндии?- Мы рассказали об этом уже после, когда поступили. Знакомые с детьми-школьниками выстроились в очередь за учебниками по SAT subject и IELTS и взяли контакты репетиторов.
Благодарим Ирину за подробные ответы. В следующей части интервью расскажем о финансовой стороне вопроса и о том, как Кристина обустроилась в Финляндии. Следите за нашим блогом! А если настроились поступать, запишитесь на консультацию здесь.
Читать другие истории